Отставка Александра Филиппова – быль или небыль?

today_279645_1

Последние три-четыре недели одной из обсуждаемых тем в журналистском сообществе Уфы была предполагаемая отставка Александра Филиппова. Так активно в СМИ республики не говорили даже о снятии с должностей более значимых и весомых фигур, вроде членов правительства и руководителей различного ранга в аппарате главы региона. Это при том, что 99,9 процентов уфимцев вообще не знают, кто такой Александр Филиппов.

Что же способствовало такому бурлению в СМИ? Почему уже казавшийся свершившимся факт о снятии чиновника с должности так и остался сплетней? Для чего были нужны постановочные поездки мэра Ялалова и его зама Филиппова по городским стройкам на пике кипения всех этих слухов и что осталось за кулисами этого театра абсурда? Кому по силам привлечь внимание федерального журналиста Караулова к скромной персоне чиновника второго ранга в провинциальном городке? Сегодня, по прошествии месяца, когда страсти уже улеглись, можно порассуждать на эти темы. Выводы получаются достаточно интересные.

Первый вопрос, который следует задать, разбираясь в этой истории – а был ли мальчик? Была ли та самая заветная бумажка, на которой Филиппов расписался под «собственным желанием» уйти с 10 февраля в отпуск с последующим увольнением? Тут источники однозначно говорят, что была. Более того, неназванные источники «Коммерсантъ-Уфа» из администрации Хамитова лично видели эту бумажку и убедили в этом журналистов. Первый медийный гром о возможной отставке Филиппова грянул именно со страниц «Коммерсанта».

«Серьезные кадровые ротации возможны в мэрии Уфы – источник „Ъ“» гласил заголовок статьи, вышедшей 29 января. Дальше были статьи в региональных новостных сайтах, позиционирующихся, как «независимые».

Интересная особенность всех этих статей – ссылка на «информированные», «пожелавшие остаться неизвестными», «близкие к администрации или к правительству» источники. Ни одной конкретной фамилии. Это свидетельствует о том, что информацию в СМИ сливали чиновники, имеющие доступ к инсайду.

Вторая важная особенность – одни и те же журналисты высказывали в своих статьях прямо противоположные суждения о главном герое последних событий Александре Филиппове. Вот его представляют, как главного борца за чистоту земельных процедур, чиновника европейского формата, открытого к диалогу со всеми. На другой день тот же журналист вспоминает об уголовных делах, фигурантом которых становился Филиппов, но которые, по странным обстоятельствам, так и не были доведены до логического завершения. А это уже признак того, что журналисты стали инструментом борьбы в развернувшемся локальном информационном конфликте. Осуждать их за это сложно – конца кризису не видно, а кушать хочется.

Следующий вопрос – кто затеял эти вбросы? Самые очевидные «сливщики» — «люди из окружения Александра Филиппова». Эта формулировка звучала почти в каждой статье. За ней знающие люди видят конкретные фамилии. Тусовка мала. Все друг друга знают. Достаточно будет упомянуть человека, ответственного в этом «окружении» за пиар – Владимира Барабаша. Нет сомнений в том, что дрова в этот информационный костер он подкидывал регулярно. Сначала он уверенно заявлял, что Филиппов если и уйдет, то только по своей воле. Затем объяснял, что Филиппов вернется в бизнес. А в одной из последних статей в «АиФ» резко изменил позицию и заявил, что отставок в мэрии добивается некая «строительная мафия», но их не будет.

Эти «виляния» говорят о том, что для команды Филиппова такое стремительное развитие событий оказалось полной неожиданностью. План действий подготовлен не был и помощникам чиновника оставалось лишь нагнетать информационный фон, дабы попытаться повлиять на решение, назревшее в аппарате главы региона. Они ничего не теряли, прекрасно понимая, что глава региона Рустэм Хамитов не отреагирует ни на какие аргументы, кроме излишней шумихи в выборный год. Интереснее другое – даже оппоненты Филиппова, сами того не понимая, в итоге поспособствовали тому, что кадровое решение было отложено в долгий ящик.

Тут требуется пояснение. Информационный фон вокруг отставки Александра Филиппова оказался бы не столь бурным, если бы не подсуетилась еще одна группа лиц, попытавшихся извлечь из этой ситуации собственную выгоду. Чиновники и пиарщики уфимской администрации любят хвастаться о наведении порядка в земельной и строительной сферах. Но среди городских строителей все больше недовольства. По мнению многих застройщиков, после прихода к власти Александр Филиппов не стал чиновником, а остался бизнесменом, приобретшим большое влияние на одном из самых прибыльных рынков Уфы. В итоге на этом сложившемся рынке начали возникать новые игроки, усилили свои позиции некоторые из существующих. Как утверждают застройщики, наступила пора процветания для компаний, приближенных к Филиппову. Именно им доставались самые перспективные земельные участки под строительство. Другие перебивались остатками с этого «барского стола». Особого размаха эта деятельность достигла в период подготовки к саммитам ШОС и БРИКС.

Действуя нагло и уверенно, Александр Филиппов задел бизнес-интересы очень влиятельных людей. Крупные чиновники качкаевской эпохи, занявшиеся впоследствии бизнесом, несли убытки. В публичную плоскость, к примеру, вышел конфликт Александра Филиппова со своим предшественником Владиславом Никитиным.

Есть мнение, что некоторые мешавшие Филиппову чиновники даже лишались постов. В кулуарах, например, называют фамилию Рауфа Нугуманова (бывший первый заместитель премьер-министра правительства Башкирии), который пытался помешать Филиппову в самом начале его карьеры, предвидя репутационные риски для властей от его бурной деятельности. Также называется фамилия Азамата Сагитова, много лет успешно руководившего городской собственностью, но вставшего на пути интересов Филиппова.

Неудивительно, что у молодого чиновника появились враги, ждущие любой удобной возможности для мести. Такая возможность подвернулась – в виде слухов о предстоящей отставке. Обиженные Филипповым не упустили этот шанс. Если до этого в течение полутора-двух лет они были вынуждены публиковать заказные статьи о темных делах чиновника на независимых сайтах с небольшой аудиторией, теперь появилась возможность «ущипнуть» Филиппова через официальные СМИ. Хотя в этой ситуации им выгоднее было хранить молчание. Шумиха только помешала логическому завершению процесса.

Не исключено, что дров в костер подбросила и «содовская группировка» во главе с Владимиром Балабановым. Этой группировке выгодна раскрутка любой негативной темы, связанной с действующими властями. Сильна обида на главу региона, в свое время нашедшего в себе решимости для снятия этих фигур с ключевых должностей.

Дальше был спектакль. Мэр Уфы Ялалов, со своим замом Филипповым, как провинившиеся мальчики, поехали по стройкам города демонстрировать дружбу и полное взаимопонимание, намерение работать долгие годы «плечо к плечу». Как справедливо заметил эксперт Андрей Потылицын, авторы сценария этого спектакля ошиблись с постановщиками. Такому спектаклю нужны были зрители – журналисты, блогеры. Тогда задумка сработала бы на 100 процентов.

Но пригласили только придворного фотографа.

Чтобы исправить оплошность своих горе-помощников, Иреку Ялалову пришлось сделать заявление на собрании в мэрии. И пусть конкретных фамилий он не называл, но все поняли, что речь идет о Филиппове, который был и остается членом команды.

Откровенно говоря, Ялалову в этом спектакле, по традиции, досталась комическая роль. И сыграл он ее из рук вон плохо. Хотя, удивляться тут нечему…

Особняком в этой истории стоит анонс федерального журналиста Андрея Караулова. В том, что этот анонс был заказным, уверенность стопроцентная. На такую мелкую рыбку, как заместитель мэра провинциального городка, этот журналист безвозмездно не стал бы тратить ни сил, ни времени. Вопрос только в заказчике.

Для заказа такого уровня нужны две составляющие — связи в федеральных медиа и деньги. Много денег. Имеющих и то, и другое в достаточном объеме, в республике немного. Круг «подозреваемых» можно сузить, введя в условия задачи такую составляющую, как мотив. С учетом этого условия, в принципе, все фамилии уже названы.

Мотив, деньги и возможности имеются у «содовской группировки». Для них Филиппов лишь разменная монета, их главная цель сидит во главе республики. Анонс «Момента истины» с обещанием раскрыть всю правду «о правоохранительных органах, мафии и коррупции в высших эшелонах власти» — это зашифрованное послание Рустэму Хамитову, демонстрация бицепсов. С тонким намеком первому лицу — сейчас героем расследования стал Филиппов. А дальше возможны и более неожиданные варианты. Не тем перешел дорогу.

Вторая возможная кандидатура — Владислав Никитин. Здесь также имеются и мотивы, и возможности. А также выход на нужных людей в Москве через бывшего босса Павла Качкаева.

В журналистских кругах поначалу звучала и более экзотичная, но не лишенная логики версия — заказчиком мог стать сам Александр Филиппов. Таким образом он мог дать понять руководству Башкирии — сольете меня, всплывет куча дерьма о многих важных персонах в республике. Версия красивая, но не факт, что Филиппов решился бы на шаг с непредсказуемым результатом. Рустэм Хамитов после появления анонса мог ускорить увольнение, чтобы после выхода разоблачительного сюжета заявить, что был в курсе нарушений, потому и снял чиновника с должности.

Еще одна версия, обсуждавшая среди журналистов сразу после появления анонса «Момента истины», была благополучно забыта в стихийном водовороте последовавших событий. Но именно она сейчас кажется более вероятной, чем все перечисленные выше. Заключается она в том, что заказчика следует искать не в Уфе, а в Москве. Конкретнее — в Кремле, среди реваншистов, в свое время вынужденно уехавших из Башкирии.

Более точные выводы можно будет сделать только после выхода анонсированного сюжета.

Сегодня же констатировать можно только одно — правы, в итоге, оказались люди из окружения Филиппова, заявившие в первой публикации в «Коммерсанте»: «Не дождетесь!». Не дождались, отставки не произошло. Убрать чиновника не решились. После выхода «Момента истины» это уже будет проблема другого масштаба. И решать ее будут другие люди. Более решительные.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s